Семь российских регионов и аннексированный Севастополь подверглись нападению боевых беспилотников. Самая мощная атака пришлась на Псковский аэропорт.
Впервые с начала войны столь массированной атаке беспилотников практически одновременно подверглись сразу несколько российских регионов. Количество дронов в них участвовавших, пока точно неизвестно. Масштабы нанесенного ущерба уточняются, но, по предварительным сообщениям, жертв среди населения нет.
Псков. «Пожар очень сильный»
В результате атаки дронов на аэропорт Пскова загорелись военно-транспортные самолеты Ил-76, сообщало МЧС. По данным агентства ТАСС повреждения получили четыре самолета. Представитель украинской разведки Андрей Юсов заявил, что четыре военно-транспортных самолета Ил-76 были уничтожены и еще несколько повреждено.
Аэропорт весь день не будет обслуживать гражданские рейсы. Согласно сообщению Росавиации, системы аэропорта, задействованные в обеспечении полетов, работают штатно.
Сообщения о серии взрывов в районе аэропорта поступили незадолго до полуночи во вторник. В соцсетях появились видео с заревом над этим районом.
По некоторым сообщениям, один из БПЛА попал в топливозаправочный комплекс на территории аэропорта, и зарево пожара было видно издалека.
«Уже было как минимум пять сильных взрывов… В огне и дыме вся завокзальная зона и Кресты (район псковского аэропорта), пожар очень сильный», — писал телеграм-канал «Псковская губерния».
«Все в городе слышали десятки звуков, похожих на взрывы, и видели пожарные и полицейские машины, которые ехали в сторону аэропорта», — рассказывал собеседник Би-би-си в Пскове, не пожелавший публиковать свое имя.
Местные источники сообщали также, что, кроме взрывов, из района аэропорта была слышна и стрельба очередями — предположительно, по беспилотникам.
По данным «Псковской губернии», в нападении участвовало не менее 10 дронов.
просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Реклама подкастов
Псковский аэропорт является т. н. аэродромом совместного базирования, то есть и гражданским аэропортом, и военной авиабазой. По данным из открытых источников, на аэродроме базируется 334-й военно-транспортный авиаполк российской армии.
От Пскова до границы с Украиной по прямой (через Беларусь) – около 700 км. Провластные телеграм-каналы высказывали предположения, что беспилотники могли лететь со стороны Эстонии, однако никаких подтверждений этой информации нет.
В Кремле не стали отвечать на вопрос, могла ли атака на Псков быть совершена с территории Эстонии и Латвии.
«Это прерогатива наших военных экспертов — делать такие заключения относительно маршрута следования этих беспилотников», — сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Он также заявил, что «подавляющее большинство беспилотников летят именно в гражданские объекты». «Мы продолжаем и будем продолжать специальную военную операцию, с тем чтобы искоренить подобные угрозы для нас», — добавил он.
Военный обозреватель Русской службы Би-би-си Павел Аксенов анализирует обстоятельства удара дронов по аэродрому Пскова
Массированный удар дронами по объектам на территории России и в аннексированном Крыму произошел в ночь, когда российские войска обстреляли Киев крылатыми ракетами и дронами. В результате российского удара по Украине погибли два человека, сообщений о гибели людей после ударов, нанесенных, как считается, украинскими силами, не поступало.
Однако если говорить о материальном ущербе, то результат удара по аэродрому в Пскове оказался гораздо большим. По последним данным, которые не были официально подтверждены, там были уничтожены два военно-транспортных самолета Ил-76 и еще четыре получили повреждения. Это, скорее всего, означает, что они выбыли из строя — даже если повреждения незначительные, самолеты подлежат тщательному обследованию. Если же они окажутся серьезными, то самолетам предстоит долгий ремонт.
Для российских ВВС потеря двух тяжелых транспортников и, предположительно, временный выход из строя четырех, — не критическая потеря. Согласно справочнику World Air Forces 2023 журнала Flight International, на вооружении военно-транспортной авиации России есть 119 единиц Ил-76.
Однако все равно это дорогостоящие крупные самолеты, которые занимались транспортировкой войск.
Еще одна довольно серьезная материальная потеря России — закрытое воздушное пространство над Тульской и частью Московской области. За одну ночь там два раза вводился в действие режим «Ковер», который объявляется, если в небе замечены нежелательные летательные объекты или есть угроза появления подобных объектов. В этом случае все самолеты, которые находятся в зоне, где введен такой план, обязаны покинуть ее и отправиться либо на запасные аэродромы, либо ожидать в другом районе. Кроме того, в аэропортах отменяются рейсы, что также приводит к большим расходам.
Это уже не первый раз за последние недели, когда небо в московском районе полетной информации закрывают из-за беспилотников. Всего за ночь дроны прилетели в шесть российских регионов и аннексированный Севастополь, и это один из самых массированных ударов.
При этом особенность налета на псковский аэродром еще и в том, что он находится примерно в 700 километрах от ближайшей границы Украины. Это довольно большое расстояние. В Украине есть дроны с заявленной дальностью в тысячу и более километров — например, Raybird-3 или «Бобер». Их, как считается, уже применяли во время ударов по России. Однако расстояние в 700 километров по прямой на самом деле увеличивается, поскольку дрон, вероятно, в полете маневрирует, что может удлинить маршрут. Кроме того, если в полете будет встречный или боковой ветер, то также придется тратить горючее, чтобы преодолеть его, либо корректировать курс.
Поэтому в сети сразу стали появляться версии о том, что дроны были запущены не с территории Украины, а откуда-то еще. Высказывались предположения, что это могла быть Беларусь и даже страны Балтии. Эти сомнения, с одной стороны, логичны, поскольку это был действительно массированный удар — только по псковскому аэродрому, по предварительным данным, могли запустить более 10 беспилотников.
Такое количество летательных аппаратов, если их запустили с территории Украины, должны были пересечь границу и пролететь в воздушном пространстве России, не будучи обнаруженными или перехваченными противовоздушной обороной. Это выглядит странным. В таком случае можно предположить, что их могли запустить с территории самой России, выбрав безлюдный район, который не контролируется радарами военных.
Однако еще более странным выглядит предположение, что довольно крупные аппараты (размах крыла такого дрона обычно составляет от двух до трех метров) можно доставить в Россию или Беларусь и запустить оттуда. Для запуска требуется либо ровная поверхность, по которой дрон мог бы разогнаться, как самолет, либо катапульта, которая также представляет собой довольно громоздкую конструкцию.
Поэтому вероятность того, что дроны все-таки были запущены из Украины и их просто не смогла перехватить российская ПВО, довольно велика. Это действительно сложная цель — такие беспилотники, летящие на небольшой высоте, трудно отследить с помощью радаров, а в темноте их тяжело заметить визуально и поразить из стрелкового оружия.
По сообщениям из российских источников, большинство дронов было либо сбито, либо их поразили средствами радиоэлектронной борьбы. Однако каждый сбитый дрон дает тем, кто его запускал, ценную информацию о расположении средств ПВО и РЭБ, и поэтому с каждым таким налетом данных о прорехах в противовоздушной обороне все больше. Возможно, именно поэтому и получилось нанести удар по аэродрому в Пскове — перед ним в Брянской области сбивали довольно много беспилотников.
Еще одна особенность этого налета в том, что он был массированный. Дроны поразили не одну цель в одном городе, их обнаружили в разных регионах России и аннексированном Крыму. Украина уже давно вкладывает средства в разработку и строительство беспилотных аппаратов. И, судя по тому, что удары беспилотниками становятся все более крупными, у нее есть возможность либо производить их самостоятельно, либо получать из каких-то других источников.
Когда Россия начинала кампанию обстрелов Украины дронами иранского производства, в обсуждении этих событий довольно много говорилось о тех трудностях, которые ей приходилось преодолевать: отсутствие легального и открытого доступа к электронике, нехватка бензиновых двигателей и проч. У Украины, которая не просто не находится под санкциями, но получает помощь от многих стран, с такими компонентами должно быть меньше проблем.
В эту игру можно играть вдвоем, и ВСУ — судя по тому, как украинские удары по российским объектам становятся все массированнее — этот вызов приняли.