Начало 2023 года показало: российские власти не отказались от идеи заблокировать YouTube. Слухов об этом все больше, как и новостей, которые могут косвенно свидетельствовать о подготовке к блокировке. В феврале источники «Медузы» сообщали, что решение по этому вопросу еще не принято, — но за блокировку платформы выступают многие высокопоставленные чиновники, силовики и пропагандисты. «Медуза» спросила у экспертов, которые следят за блокировками российского интернета, получится ли у Роскомнадзора «отключить» YouTube и что делать россиянам, если это все-таки произойдет.
YouTube вообще можно заблокировать?
Филипп Кулин, автор телеграм-канала «Эшер II»
YouTube заблокировать элементарно, он никуда не «сбегает» (то есть, например, не создает «зеркала», — прим. «Медузы»)и находится под несколькими доменами, которые очень легко блокируются. Я уверен, что YouTube не будет предпринимать попыток создавать прокси-сервера или пытаться обходить блокировки [как-то иначе]. В Китае такой практики не было: Googleтам держался до последнего, но [в 2008 году] его все-таки заблокировали.
До 24 февраля 2022 года я бы сказал, что Роскомнадзору было слабо́ заблокировать YouTube, но сейчас у них другое восприятие ситуации. Да, несколько миллионов человек возмутятся, что больше не смогут смотреть видео, но я не думаю, что властей в нынешней ситуации будет заботить их реакция.
Михаил Климарев, автор телеграм-канала «За Телеком», директор Общества защиты интернета
Заблокировать YouTube можно. Его даже не надо блокировать целиком: можно приказать операторам связи, чтобы они отключили оборудование Google, которое установлено почти у всех крупных операторов.
Это оборудование называется Google Global Cache. Принцип его работы следующий: когда вы смотрите какой-то ролик, его копия скачивается с общего сервера [на локальный]. Следующий человек, который смотрит видео, уже обращается к локальному серверу, который находится у оператора связи. Google Global Cache экономит огромное количество трафика, потому что видео — тяжелый [по размеру] контент. Региональные операторы говорят, что эта технология позволяет экономить трафик в десятки раз.
Если отключить локальные сервера, все магистральные каналы связи будут «забиты» трафиком YouTube, что может привести к полному падению всего [YouTube]. В частности, поэтому такой блокировки до сих пор не произошло, и никто не знает, какие у нее могут быть последствия.
Григорий Бакунов, бывший директор по распространению технологий «Яндекса», автор телеграм-канала Addmeto
Заблокировать YouTubе отдельно, оставив Google и остальные сервисы в покое, сейчас возможно благодаря ТСПУ [техническим средствам противодействия угрозам]. Это такие коробочки, которые последние несколько лет обязаны устанавливать провайдеры интернета по всей России.
Изначально ТСПУ использовались для того, чтобы регулярно проверять, что провайдер следует всем блокировкам, которые требует Роскомнадзор. С недавнего времени, где-то с 2020 года, эти коробки умеют не только проверять, выполняются ли требования, но и, по сути, пропускают через себя весь трафик пользователя и сами выдают сигнал, что блокировать, а что нет.
Сейчас они умеют не только блокировать доступ, но и замедлять его, если надо: собственно, для этого они и делались. Чисто теоретически, если постараться, то с помощью ТСПУ, например, можно заблокировать все VPN, которые существуют. Проблема в том, что VPN используют не только для обхода блокировок, но, например, и для обеспечения безопасности внутри корпорации [поэтому все сервисы, скорее всего, не заблокируют].
Сейчас эти ТСПУ нужны ровно для того, чтобы блокировать то, что необходимо: они умеют блокировать конкретные сайты, конкретные виды трафика, конкретные IP-адреса. [Информация о том, что нужно заблокировать, приходит на ТСПУ, когда, например] Лига безопасного интернета строчит жалобу в Роскомнадзор: «Кажется, на этом сайте есть информация, призывающая к свержению власти». В Роскомнадзоре специальный сотрудник формально проверяет это, убеждается, что все действительно так, куда-то отправляет заявку в автоматическом режиме (наверное, в МВД) — там подтверждают нарушение законопорядка, и в РКН в автоматическом режиме уже рассылают на ТСПУ команду заблокировать эти сайты. На YouTube, конечно, огромное количество такого контента.
Чем ТСПУ отличается, например, от какого-то решения, которым пользуются в Китае? ТСПУ может блокировать выборочно — конкретные сайты блокировать, а другие нет, несмотря на то что они физически находятся, например, на одном компьютере. Так что они действительно могут заблокировать отдельно YouTube, не затронув, скажем, систему обновления андроида или гугл-поиск.
Российские власти действительно готовятся заблокировать YouTube? Можно ли заметить эту подготовку?
Филипп Кулин
Я думаю, что подготовку Роскомнадзора к новым блокировкам нельзя отследить. Трудно понять, чем они [сотрудники РКН] сейчас занимаются на самом деле: пытаются обнаружить какие-то свои проблемы, тестируют технологии или всерьез к чему-то готовятся. Например, блокировку VPN Роскомнадзор всячески тестирует разными методами.
Интуитивно я считаю, что, пока идет война, всем сторонам выгодно подсматривать друг за другом. [Полагаю, что] YouTube не заблокирован только потому, что Роскомнадзор не может договориться с военными [которые как раз хотят «подсматривать» за тем, что происходит в Украине].
Григорий Бакунов
Думаю, никакой подготовки сейчас не ведется, все будет сделано быстро и резко. Блокировать YouTube можно уже довольно давно, просто Роскомнадзор не особенно активно этим пользовался. В последнее время все изменилось. Сделать это сейчас никакой проблемы нет.
Что будет делать YouTube, если его заблокируют в России?
Филипп Кулин
Я сомневаюсь, что сам YouTube будет [публично] уходить [из России] и как-то реагировать на блокировку, если она все-таки произойдет. Практика Китая показывает, что Google всегда пытается держаться до последнего.
У меня есть единственное подозрение, что в ответ Google может начать спонсировать VPN-сервисы — чтобы совсем не бросать людей. Это может быть сделано непублично. Каких-либо публичных действий или заявлений от них ожидать не стоит.
В плане денег и капитала Россия для Google — крошечная страна. 146 миллионов людей — небольшие цифры, в отличие от того же Китая.
Михаил Климарев
Если мы начнем блокировать YouTube, Google может заблокировать Россию [то есть отключить российских пользователей от своих сервисов]. Это станет серьезной проблемой. Кроме поисковика, гугл-документов, и гугл-аналитики, есть еще и операционная система андроид, которой пользуются миллионы россиян. Никто не знает, что произойдет, если сам Google запретит пользоваться своими сервисами в России. Скорее всего, сейчас происходит оценка этих двух угроз.
[В 2008 году] YouTube отключали в Пакистане, это привело к огромному росту трафика, легли магистральные линии операторов связи и случился телекоммуникационный коллапс. А в Иран, например, Google никогда и не приходил. Но те иранцы, кто знает английский, пользуются YouTube с помощью VPN.
Григорий Бакунов
Пакистан регулярно полностью перекрывает YouTube, люди там просто не получают доступ к платформе. Но периодически его, наоборот, открывают — это зависит от видео, которые там размещаются. В Турции просто перекрывали YouTube целиком — но все это были временные явления.
А в Китае нет YouTube — но там все себя нормально чувствуют, у них локальные сильные игроки.
YouTube не нужно уходить из России, но россиянам надо подключать себе платный VPN.
VPN поможет в случае блокировки?
Григорий Бакунов
Бесплатные VPN не рассчитаны на использование видеосервисов. Для этого требуется слишком большой объем трафика, они рассчитаны на потребление в основном текста в мессенджерах.
Платные VPN готовы принимать и проводить через себя пользователей, которые смотрят видео. При этом нужно понимать, что многие сервисы VPN, которые находятся за рубежом, — а сейчас нужны именно такие — сложно (если вообще возможно) оплачивать из России. [Сделать это становится] легче, если есть российские компании, которые помогают этому VPN [за рубежом] существовать, — таких несколько.
Дальше начинается интересное: эти компании вряд ли легко переживут отключение YouTube. Сейчас большинство пользователей «ходит» в YouTube напрямую — но представьте, что весь трафик, который шел напрямую, теперь направляется через VPN. Это требует покупки огромного количества новых серверов, расширения каналов, чтобы это все продолжало работать. Такого прецедента, чтобы внезапно, на ровном месте, трафик, который [всегда] шел напрямую, перенаправился через VPN, в мире еще не было.
Instagram [который в России заблокировали в 2022 году] сильно меньше с точки зрения объема трафика и объема информации, поэтому им можно пользоваться через бесплатные VPN. Но смотреть видео в Instagram через VPN сложно [потому что оно долго загружается], поэтому инстаблогеры, которые остались там (а таких большинство), потеряли значимую часть своей аудитории, 30–40% — в зависимости от того, насколько они были популярны. А так большая часть пользователей Instagram продолжила пользоваться им [для просмотра и постинга фотографий] с бесплатными VPN.
Филипп Кулин
В случае блокировки россияне будут использовать VPN. Я думаю, что война российских властей с ним была проиграна после блокировки Instagram. Его аудитория — это обычные люди, у многих на нем был завязан бизнес. Большинство до блокировки даже не знали, что такое VPN и как им пользоваться.
Сам YouTube от этой блокировки никак не пострадает: все денежные отношения с Россией он прекратил после начала войны. Есть даже такая шутка, что россияне — самые активные пользователи YouTube, потому что им не показывается реклама. Соответственно, все деньги, которые мог потерять Google, он уже потерял.
[Но] с начала войны сместились все акценты — людей [в Украине] убивают, и никто не смотрит на деньги: есть санкции, есть запреты. Google, как американская компания, будет их соблюдать.
Михаил Климарев
Рост популярности VPN — еще одна проблема [для российских властей]. Все привыкли смотреть YouTube, и многие захотят продолжить. По нашим [Общества защиты интернета] подсчетам, VPN-сервисами в России пользуются 20–25% пользователей, соответственно, в случае новой блокировки мы увидим их рост. Все это умножает на ноль попытки заблокировать YouTube: россияне все равно будут им пользоваться. То есть следующий шаг — это блокировка VPN.
Потенциально сделать так, чтобы VPN-сервисы перестали работать, можно. Есть несколько способов их блокировки. Сейчас в России уже блокируются самые крупные из них. VPN-сервисы сопротивляются блокировкам, но это плохо отражается на пользовательском опыте, потому что в работе постоянно происходят сбои.
Более того, российские власти умеют блокировать по протоколам. Такие блокировки окажут сильное влияние на бизнес, потому что многие компании пользуются VPN, чтобы устроить безопасное соединение в офисах внутри компании. Кроме того, все банкоматы работают внутри частной сети [VPN] — это сделано для безопасности. Поэтому блокировка по протоколам будет сопряжена с тем, что такие сервисы, как «Сбер», просто лягут.
Зачем властям вообще «отключать» YouTube?
Григорий Бакунов
Это политика. На YouTube совершенно невозможно контролировать контент. Блокировкой они добьются того, что россияне будут получать видеоблоги из «доверенных источников».
Филипп Кулин
На самом деле YouTube и крупные СМИ — это просто раздражитель для властей. Любой запрет существует для того, кто запрещает. Властям неудобно смотреть разоблачения самих себя. Они видят, что люди смотрят их, и это очень раздражает. Поэтому они пытаются решить эту проблему блокировками. [Но] я считаю, что любая блокировка ни к чему не приводит и не достигает своих целей.
Михаил Климарев
У властей задача — прекратить поступление независимой информации, а YouTube сейчас — самый большой ее источник. В России у YouTube большая аудитория, примерно 80 миллионов пользователей — это почти как население Германии. Многие россияне получают информацию именно оттуда, потому что все остальное заблокировано.
С другой стороны, довольно много денег в YouTube вкладывали пропагандисты. Их каналы блокируют, но на смену приходят другие. Поэтому, с точки зрения властей, это палка о двух концах.
Если YouTube все-таки заблокируют, у россиян останутся какие-то альтернативы?
Филипп Кулин
После того как пошли разговоры о вероятной блокировкеYouTube, сразу появились интересанты, которые захотели откусить кусок денежного пирога. Я бы не стал говорить, что кто-то сидит и специально готовит альтернативу YouTube. Надо понимать, что и Rutube (который почти ровесник YouTube), и VK, который создает свой видеосервис, просто продвигают свой бизнес — без какой-либо привязки к войне. Что касается VK, они еще до войны успели выступить на международных конференциях и рассказать о своем видеосервисе.
Михаил Климарев
Что касается Rutube и VK, это бизнес-проекты и попытка создать некую альтернативу. Rutube и VK считаются коммерческими организациями, соответственно, для них важно увеличение трафика и чтобы к ним переходило все больше новых пользователей, на которых можно зарабатывать. Поэтому они занимаются скупкойвсех контентных проектов и студий. Таким образом они решают проблему отсутствия контента в случае, если отключат YouTube. Надо понимать, что отключение YouTube — это в любом случае шоковый сценарий и для сети — с технической точки зрения, — и для потребителей контента.
Григорий Бакунов
Обсуждение альтернатив YouTube идет с 2018–2019 годов. Тогда и сейчас основными направлениями были VK и Rutube. Больше всего денег лилось в Rutube, а побеждает сейчас VK. Наверное, потому, что ребята из VK более грамотные, более технически подкованные и принимают лучшие решения — это во-первых.
Во-вторых, для VK решена проблема «курица — яйцо». Дело в том, что, когда ты создаешь видеосервис, возникает важный вопрос: как там появится пользователь? Пока на платформе нет большого количества свежих видео, туда не придут пользователи. А пока там нет пользователей, авторам видео нет смысла ничего туда выкладывать. И это очень большая проблема для Rutube: люди не идут туда, потому что там нет блогерского контента, который им интересен. А блогеры не идут туда, потому что там нет аудитории и, как следствие, нет денег, ведь они продают рекламу за охваты, за аудиторию.
Как можно вообще нагнать аудиторию в Rutube? Они [создатели платформы] пытались как могли: они заливают туда сериалы, и люди ходят за этими сериалами, там есть какая-то аудитория. Но любой контент, который сейчас размещается на YouTube — давайте назовем это форматом видеоблога, — не живет на Rutube, потому что зачем? Зачем ходить еще на какой-то Rutube для того, чтобы что-то там посмотреть, если есть YouTube?
В VK такой проблемы нет, потому что практически каждый активный пользователь Рунета имеет там профиль. Не часто, но иногда он туда заходит — и все это в результате, конечно, сильно помогает платформе VK продвигаться. Я уверен, что все ждут отмашку от VK: «Все, мы теперь готовы. Выключайте [YouTube]».
Я бы не задавал вопрос, случится ли блокировка, я бы спрашивал когда. Заблокируют ли его в этом году? Я не уверен, это сильно зависит от того, что успеют сделать ребята в VK и Rutube.
Многие потребители этого не понимают, но у YouTube есть две важнейшие составляющие: одна — это просмотр видео, вторая — система рекомендаций. Большая часть пользователей YouTube ни на кого не подписывается — их призывают: «подпишитесь, нажмите на колокольчик», но большинство живет исключительно в системе рекомендаций [самого] YouTube. Она оттачивалась десятилетиями, и ее очень сложно повторить.
То, что можно сделать, [российские платформы] сделают, но дальше возникает очень интересный вопрос: а как сделать так, чтобы человек, переходя из YouTube в VK, нашел там то, что ему на самом деле интересно? YouTube уже точно знает твои интересы, а VK пока нет. А как сделать так, чтобы [условный] любимый Wylsacom показывался мне в VK? Я не знаю, как решить эту проблему. Я уверен, что так или иначе большая часть популярных сейчас видеоблогеров после выключения YouTube просто потеряет свое место в жизни.